Пользователь
Логин:
Пароль:
  Регистрация
Обновления
Астротека 01-05-2011
Опубликована статья А.Пецык "Постройка 18-ти дюймового добсона «Фомальгаут»".

Astronomer.ru 12-11-2010
Большая экспедиция ПулКОН по Западному полушарию

Astronomer.ru 10-10-2010
Первый свет второго Цейсс-600 в Тарихе

 Все обновления
Доска объявлений
 747   Продаю/Меняю  0 
 356   Куплю  0 
  Список досок
Оборудование
Обзоры оборудования

Сол Роббинс - Хромакор-II фирмы Aries

Дата публикации: 04-10-2003     Источник: http://www.cloudynights.com/accessories2/chromacorII.htm


ХРОМАКОР-II ФИРМЫ ARIES

Сол Роббинс

Статья, которую я с удовольствием представляю, состоит из двух частей. Первая часть посвящена некоторым техническим особенностям хромакора-II, созданного Валерием Дерюжиным из украинской фирмы Aries Instruments. Во второй части рассказывается про сравнительные наблюдения небесных объектов, выполненные с хромакором и без него.


ВВЕДЕНИЕ

Хромакор-II – это корректор для апохроматизации рефракторов-ахроматов. Изучив примерно за год возможности своего 6-дюймового 1:8 ахромата Skywatcher, я понял: оптика телескопа достаточно хороша для того, чтобы дополнить ее хромакором. Чтобы корректор правильно работал, потребовалось определить величину сферической аберрации. Это не так трудно, как может показаться, но необходимо и очень важно. Переисправленная ошибка волнового фронта, определенная по звезде, оказалась порядка 1/6-1/7 длины волны. Это означало, что мне следует выбрать хромакор с обратным знаком аберрации - типа U1, чтобы скомпенсировать остаточную сферическую аберрацию инструмента.

Доводилось слышать, что хромакор-II обеспечивает лучшую цветовую коррекцию в 6-дюймовом 1:8 ахромате, чем первая модель хромакора. По утверждениям разработчика, уровень коррекции от 3 до 4 раз (в зависимости от длины волны) лучше, чем у первой модели. Остальные технические характеристики двух хромакоров для такого телескопа одинаковы.

6-дюймовый 1:8 ахромат совместно хромакором-II должен предположительно иметь уровень коррекции, сопоставимый с триплетом из стекол со сверхнизкой дисперсией. Этот малый уровень хроматизма, вместе с уменьшением сферической аберрации благодаря правильному выбору типа хромакора, позволяет весьма значительно увеличить резкость изображения, что иллюстрирует диаграмма, предоставленная разработчиком. Общее понятие о сферической и хроматической аберрациях дается в следующем разделе.



Изображения точки на длинах волн 486, 546, 656, 436, 460, 500, 587, 610 и 635 нм
(слева направо) для 6-дюймовых рефракторов. Диаграмма предоставлена фирмой Ариес.

Будучи участником форума владельцев китайских рефракторов на Yahoo!, я почерпнул там много идей и полезных сведений касательно устройства и модернизации телескопов, а также получил ценные советы, благодаря которым установка хромакора прошла легко и гладко.

АБЕРРАЦИИ

Не сомневаюсь, что другие любители расскажут про оптические аберрации лучше меня. Я же здесь попытаюсь дать лишь общее понятие.

Хроматическая аберрация имеет место, когда лучи света с разными длинами волн не сходятся в одном фокусе. Большинство ахроматических объективов оптимизировано для зеленой части спектра. В классическом ахроматическом дублете фокус для лучей с длиной волны 546 нм, соответствующей максимальной спектральной чувствительности глаза, лежит ближе к объективу, а фокальные точки для других длин волн расположены дальше от него. Пурпурный ореол вокруг изображений ярких объектов создают несфокусированные фиолетовые и темно-красные лучи, соответствующие границам чувствительности глаза.

Традиционным способом уменьшения неустранимой хроматической аберрации рефракторов-ахроматов является уменьшение их относительного отверстия до 1:12 и даже до 1:18. Более короткофокусные ахроматы заметно сильней отягощены хроматизмом1)Оптики говорят о трех основных хроматических аберрациях на оси: 1) первичный хроматизм (положения) - несовпадение фокусов синего и красного лучей; 2) вторичный спектр (положения) - несовпадение полуразности "синего" и "красного" фокусов с "зеленым" фокусом; 3) сферохроматизм - разность хода сферической аберрации для синего и красного цветов. Ахромат имеет исправленным первичный хроматизм. Влияние вторичного спектра пропорционально относительному отверстию объектива, а сферохроматизма -  пропорционально  кубу. Поэтому короткофокусные ахроматы страдают в основном от сферохроматизма, а длиннофокусные от вторичного хроматизма.. Хромакор-II рассчитан для 6-дюймовых рефракторов с относительным отверстием 1:8.

Неспособность ахромата свести лучи в одну точку красный, синий и зеленый цвета лучей делает изображение «размазанным». В моем рефракторе хроматический ореол вокруг ярких источников становится заметен уже при 48х и усиливается с ростом увеличения. Рефракторы-апохроматы способны сфокусировать в одну точку лучи трех цветов, но такой уровень цветовой коррекции дается дорогой ценой.2)Автор слишком оптимистичен. Обычно апохроматы не исправляют вторичный спектр до полного совмещения трех цветов. Полуапохроматы уменьшают величину вторичного спектра вдвое-втрое по сравнению с типовым ахроматом, а апохроматы почти на порядок. При этом сферохроматизм по-прежнему требует либо малых относительных отверстий, либо использования флуорита (или стекол с  аномально малой дисперсией). Вдобавок, производство апохроматов становится все сложней и дороже с увеличением светосилы3)поскольку приходится бороться не только с вторичным спектром, но и со сферохроматизмом.

Сферическая аберрация вызвана тем, что фокусные расстояния для различных зон4)узких кольцевых участков апертуры объектива слегка неодинаковы. Величина сферической аберрации определяется качеством изготовления объектива и также влияет на качество изображения на оси. Оценивается она обычно в долях длины волны. Считается, что ошибка волнового фронта менее четверти длины волны соответствует дифракционному качеству оптики. На мой взгляд, для получения приемлемых изображений планет в телескопах малой и средней апертуры ошибка не должна превышать 1/6-1/7λ.

Хромакор-II призван исправить обе эти аберрации. Правильно подобранный хромакор сводит лучи разных цветов в один фокус и уменьшает сферическую аберрацию посредством введения искажений волнового фронта с противоположным знаком5)Знак для продольной аберрации - это знак координаты пересечения луча с оптической осью, причем за ноль принимают пересечение с осью параксиального (бесконечно близкого к оси) луча. В случае бесконечно удаленного предмета параксиальный луч пересекает ось в точке фокуса. Знак аберрации зависит от типа оптической системы (с прямым или обращенным ходом, линзовая или зеркальная) и соглашений. Поэтому часто вместо указания знака используют понятие "недоисправленная" аберрация – в смысле, что знак ее такой же, как у аберрации одиночной линзы со сферическими поверхностями. И наоборот, "переисправленная" аберрация - для противоположного знака. Неисправленная сферическая аберрация в одиночной линзе приводит к тому, что лучи крайних зон пересекают ось раньше, чем центральных: красный луч пересекает ось позже синего и т.д..

Визуальная оценка сферической аберрации при проверке по звезде может показаться сложным делом. Вкратце ее можно описать так: при высоком увеличении (скажем, не менее 250х), сравниваются изображения звезды перед фокусом и за ним. Если кольца в предфокальном изображении ярче и резче, чем в зафокальном, то оптика недоисправлена. Если же зафокальные кольца – более яркие и четкие, что оптика переисправлена. Некоторые любители рекомендуют применять желтый, желто-зеленый и зеленый фильтры при сравнении расфокусированных изображений звезды6)(чтобы не мешали различные проявления хроматизма). Чем более похожи изображения по обе стороны фокуса – тем меньше уровень сферической аберрации. Состояние атмосферы играет важную роль в ходе проверки по звезде. На результаты теста влияют и более тонкие эффекты, из которых упомянем лишь сферохроматизм и дефекты волнового фронта и на этом остановимся, дабы не усложнять изложение.

УСТАНОВКА ХРОМАКОРА

Доработка фокусера

Первое, что следует упомянуть относительно рефракторов Synta – это зачастую неточная установка оптической оси фокусера относительно объектива. К сожалению, сие представляется врожденным пороком данных телескопов. Думаю, что юстировка будет полезна независимо от того, планируется ли добавить в оптическую схему хромакор. На форуме владельцев китайских телескопов можно найти советы по юстировке фокусировочного узла Synta.

Установка хромакора-II в штатный фокусер Synta требует терпения. Сам я стремился к тому, чтобы точно и надежно отъюстировать узел. Благодаря этому можно без потери юстировки извлекать хромакор и диагональное зеркало из фокусера или поворачивать диагональ в более удобное для наблюдений положение. Сам двухдюймовый фокусер Synta заметно люфтит при работе. Блестящее установочное кольцо, входящее в комплект хромакора, действительно помогает добиться соосности фокусера и хромакора с диагональным зеркалом. Ниже описан порядок установки хромакора-II.

Первым делом пришлось разобрать фокусер, чтобы удалить из подвижной трубки ближайшую к окуляру диафрагму, которая мешала полностью вставить самоцентрирующееся переднее кольцо хромакора. Затем был вывернут маленький винтик, крепящий зубчатую рейку к подвижной трубке и расположенный ближе к фокусеру. Дело в том, что его конец должен быть заподлицо с внутренней поверхностью трубки. Можно не полностью заворачивать винт или подложить под головку шайбу, чтобы устранить выступающий внутрь участок. Я укоротил сам винт настолько, чтобы он не выглядывал внутрь, поправил резьбу и посадил винт на каплю супер-клея. 

Потом был устранен люфт фокусировочной трубки и другие нежелательные подвижки элементов. Любые подвижки оси хромакора легко можно устранить, если полностью вставить в трубку самоцентрирующееся переднее кольцо и осторожно протолкнуть к нему до упора центральную диафрагму трубки так, чтобы с легким, направленным с двух сторон, усилием совместить торец кольца хромакора с диафрагмой и тем самым более прочно зафиксировать самоцентрирующееся кольцо. Затем я с помощью чеширского окуляра отъюстировал фокусер – сначала без хромакора с диагональю, а потом и вместе с ними7)К сожалению, автор не описал этой важной для правильной работы хромакора операции подробно. Вероятно, стоит обратиться по указанной выше ссылке. Теперь можно спокойно извлекать и ставить на место хромакор без потери юстировки.


Расстояние между торцом задней резьбовой втулки хромакора-II и упорным торцом окуляра должно составлять 161 мм. Чтобы его выдержать, я взял 2-дюймовую диагональ TeleVue с длиной оптической оси 133 мм и добавил еще 12 мм, установив  между хромакором и диагональю два резьбовых кольца диаметром 48 мм от фильтров Hoya с удаленным стеклом. Оставшийся участок я выбираю, не полностью вставляя в диагональ 1,25-дюймовый окулярный переходник Orion, который сам добавляет еще 10 мм, поэтому  переходник приходится выдвигать всего на 4-6 мм в зависимости от применяемого окуляра. Фокальная плоскость «плесслов» и ортоскопических окуляров University Optics расположена ближе к упорному торцу, и сфокусировать их можно только с укороченным переходником. Окуляры TeleVue требуют выдвигать переходник дальше.

Я бы посоветовал слегка недотягивать резьбовые соединения между хромакором, удлинительными кольцами и диагональю. Опыт показывает, что небольшая слабина в соединениях позволяет легче добиться соосности сборки с передним самоцентрирующимся кольцом хромакора.

Для тех, кто пользуется только окулярами TeleVue, подходящее расстояние можно обеспечить с одним кольцом от фильтра Hoya, 2-дюймовой диагональю TeleVue и переходником на 1,25 дюйма, которые показаны на рисунке. Эта схема дает расстояние 158-160 мм, пригодное для окуляров TeleVue.

Первые результаты установки хромакора

Итак, хромакор-II призван исправить хроматическую аберрацию, а выбранный его тип (U1- недоисправленный) позволяет уменьшить переисправленную сферическую аберрацию моего телескопа.  Лучи всех длин волн сходятся в одном фокусе, и, невзирая на некоторые сложности с установкой  разнотипных окуляров на нужном расстоянии, сферическая аберрация телескопа гораздо ниже, чем без хромакора. Уверен, что это повышает резкость изображения.

Теперь телескоп в отношении хроматической и сферической аберраций выдерживает проверку по звезде почти превосходно. Когда хроматическая аберрация исправлена, то основное влияние на резкость изображения оказывает сферическая. Поэтому я считаю, что способность хромакора компенсировать сферическую почти столь же важна, как устранение хроматизма. Качество фокусированных изображений – как у апохромата. Разные окуляры обнаруживают весьма незначительные отличия в общей картине аберраций, понятной по расфокусированному изображению звезды. Ниже я опишу этот эффект.

Что касается сферической аберрации. Лучшие условия для наблюдения расфокусированного изображения всегда были спорным предметом. И я просиживал по десять, двадцать, тридцать минут, наблюдая внефокальные изображения звезды при 300x, но так и не обнаружил различий в пред- и зафокале. Несмотря на помехи со стороны атмосферы, разница определенно нулевая... Я действительно имею нулевой хроматизм на любом объекте после фокусировки. Юпитер, Сатурн, Арктур, Процион, Мицар – что угодно. Перепробовал все увеличения вплоть до 500x. Венера и Сириус показали столько же окрашенности, сколько было видно в рефлектор и Ш-К. Использование этих инструментов в ту же ночь и при тех же условиях наблюдения убедило меня, что окрашенные кромки в изображении этих объектов вызваны атмосферной дисперсией.

Температура хромакора перед наблюдениям должна стабилизироваться. Наличие разницы температур8)(объектива и корректора?) проявляется в цветных размытых ореолах вокруг звезд, которые исчезают, когда корректор остынет. В моем случае это увеличило время термостабилизации телескопа примерно на 10-20 минут. К счастью, рефракторы Synta требуют очень малого времени охлаждения сравнительно с другими телескопами.

Хромакор и окуляры

Когда ахромат оснащен хромакором, то мнение о качестве ваших окуляров может перемениться, и причиной тому - хроматические аберрации, вносимые окуляром. Без хромакора расфокусированные изображения звезд приобретают желто-зеленый или желто-пурпурный оттенок в зависимости от направления расфокусировки.

Когда хромакор установлен, то в целом по обе стороны фокуса наблюдаются белые изображения, но становятся более заметными легкие отличия у разных марок окуляров. Расфокусированное изображение звезды в окулярах TeleVue совсем слегка желтит. Ортоскопические окуляры University Optics показывают слабый намек на голубизну дифракционных колец по обе стороны фокуса. У «плесслов» Clave мне не удалось обнаружить никаких оттенков в чисто белом изображении. На самом деле это не очень важно; окраска становится заметна лишь с увеличения выше 200х при тщательных наблюдениях. Однако повышение оптического качества телескопа после установки хромакора позволило ее обнаружить. Я отметил этот эффект, поскольку он меня удивил и показался любопытным.

НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СРАВНИТЕЛЬНЫХ НАБЛЮДЕНИЙ

Юпитер

Способность телескопа разрешать тонкие малоконтрастные детали на Юпитере стала заметно лучше. Во всяком случае, на мой взгляд. Без хромакора слабые детали кажутся более расплывчатыми,  а диск планеты – более желтым, и к тому же он окружен ярким раздражающим пурпурно-синим ореолом.



Фотография Юпитера из статьи [1] (добавлена «АиТ»):
120-мм ахромат с хромакором-О1, увеличение 790х.

С хромакором у полос появились присущие им оттенки цвета. Северная экваториальная полоса приобрела тепло-коричневый цвет, а южная полоса оказалась более холодной, ближе с серо-коричневому с голубоватым оттенком. Южная тропическая полоса – голубовато-серая и слегка темней северной экваториальной. Северная полярная область отливает зеленовато-серым, а южная отдает в рыжину. Темные перемычки и пятна стали более заметными. Ахромат просто не в состоянии обеспечить подобную резкость. Другое преимущество состоит в том, что все типы фильтров можно теперь применять без оглядки на хроматическую аберрацию, которая раньше приводила к несогласованности фокуса для разных полос пропускания фильтра. Я в основном применяю интерференционные фильтры  Sirius Optics с тремя и двумя максимумами пропускания.

Наблюдая с хромакором при очень спокойной атмосфере, я и без всяких фильтров получал эффектные четкие изображения Юпитера с увеличением от 200 до 375х. Такой диапазон увеличений превращает наблюдения планет в истинное удовольствие. Детали при этих увеличениях остаются резкими и начинают расплываться только с 400х. Это много выше, чем обычное предельное увеличение 200-240х без хромакора при похожем состоянии атмосферы.

Сатурн

Сатурн – один из моих излюбленных небесных объектов. Без хромакора 6-дюймовый ахромат способен показывать очень четкие изображения этой планеты, уступая лишь рефлекторам большей апертуры, но вокруг Сатурна обычно присутствует сероватый ореол, в котором тонут ближайшие спутники. На желтоватом диске видны слабые темные полосы. В кольце А иногда можно разглядеть детали, известные как деления. С помощью фильтра Sirius Optics MV1 обычно удается существенно подавить ореол и усилить контраст деталей колец, включая минимум Энке. При хорошей видимости я обычно применяю увеличения от 300 до 375х.



Фотография Сатурна из статьи [1] (добавлена «АиТ»):
120-мм ахромат с хромакором-О1, увеличение 790х.

Благодаря хромакору Сатурн стал цвета светлой слоновой кости, темная полоса приобрела слабый серо-зеленый оттенок, а экваториальная полоса побелела. В следующей полосе, почти столь же широкой, как светлая экваториальная, обнаружились тонкие полоски. Диск украсился темной полярной шапкой. У слабых спутников Сатурна появились оттенки цвета. Хромакор и сам по себе усиливает контраст слабых деталей, а с фильтром  MV1 показывает новые подробности в кольцах и на диске. Когда позволяет состояние атмосферы, то увеличение удается поднять до 400-428х, а изображение начинает размываться лишь с 480х. Отлично!

Луна

Без хромакора лимб Луны изнутри окаймлен зеленой полоской, а снаружи – темно-фиолетовым ореолом. Эти цвета присутствуют всегда - либо порознь, либо вместе – независимо от положения глаза относительно окуляра.

Представленные ниже сравнительные наблюдения пятидневной Луны выполнены в одну исключительно спокойную ночь, когда при увеличении 500х всего два-три раза в минуту сказывалось влияние турбулентности. Без хромакора это предельное увеличение, при котором изображение начинает терять резкость. Сама Луна имеет желтоватый оттенок. На терминаторе заметна хроматическая аберрация. Тени в кратерах – густо-синие, а не черные. Каждая сверкающая вершина окружена крохотным темно-фиолетовым гало.

С хромакором при 60х остается зеленая полоска изнутри лимба, но она пропадает, если подвигать головой. Это не удивительно, поскольку похожий эффект наблюдается в той или иной степени в различных Ш-К или апохроматах. Фиолетовый внешний ореол совершенно отсутствует.



Фотография Луны без хромакора (слева) и с ним (справа) из статьи [2] (добавлена «АиТ»).

При более высоких увеличениях (109-240х) зеленая каемка на лимбе появляется лишь на самом краю поля зрения окуляра и также исчезает, если подобрать положение глаза. Толщина и оттенок цвета каймы различаются у разных окуляров, но только по краю поля, а центральные две трети поля зрения вполне от нее свободны. Линза Барлоу в зависимости от фокусного расстояния окуляра может либо ослабить, либо подчеркнуть каемку. Повторю, что различие между типами окуляров весьма несущественно. Оно стало заметно лишь благодаря хромакору, устранившему фиолетовый ореол вокруг лимба.

В ту ночь я не наблюдал ничего, кроме ошеломительных видов Луны. Перепробовал увеличения 500, 528, 600 и, наконец, 750х. Даже при самых высоких увеличениях изображение темнело, но не теряло четкость. Лишь с 750х оно начинало слегка размываться. Кратеры в таком масштабе и с такой резкостью выглядят умопомрачительно. Кажется, стоит потянуться – и прикоснешься. Резкие черные тени без малейшего намека на синеву… Ярко-белые сияющие вершины и склоны... Шестидюймовый Skywatcher просто неспособен на такое без хромакора.

При увеличениях 60-109х в лунных морях видны все оттенки серого: теплый бежево-серый, холодный голубовато-серый, грифельно-серый, пепельно-серый – совсем как на хороших цветных фотографиях из астрономических журналов.

Двойные звезды

Должен сказать, что двойные я наблюдаю лишь время от времени. Для сравнительных испытаний был выбран Кастор, который легко разделить в шестидюймовый телескоп. Без хромакора Кастор разделяется при 80х, а при 60х изображения пары звезд сливаются в силуэт снеговика.

С хромакором двойная четко разрешается уже при 60х. При увеличениях от 300 до 500х большинство сравнило бы Кастор с типографским двоеточием. При таких высоких увеличениях видны четкие диски Эри с двумя дифракционными кольцами. При 480х заметны очень слабые третье и четвертое кольца. Звезды – чисто-белые, без малейшего намека на хроматизм.



Фотография рассеянного скопления Ясли без хромакора (слева) и с ним (справа) из статьи [2] (добавлена «АиТ»).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я наблюдал вместе с более активными и опытными членами Роклендского астрономического клуба. Они провели разносторонние испытания моего телескопа и высказали исключительно высокое мнение о качестве изображений шестидюймового рефрактора Synta с хромакором-II. Если кого-то уже вполне устраивает резкость изображений своего рефрактора, то хромакор типа N (нейтральный) устранит хроматизм до уровня, которого достиг мой ахромат.

Когда мы направили трубу на Вегу, то 7-мм ортоскопический окуляр показал изображение с легким голубоватым оттенком, сохранившимся по обе стороны фокуса. Все пришли к выводу, что хромакор превратил мой телескоп в апохромат. Разумеется, легкая голубизна у расфокусированных изображений Веги всего лишь демонстрирует окраску изображения у данного типа окуляра. Как я уже говорил, влияние окуляров сказывается весьма несущественно.

Часто качество изображения оценивают количественно – по ошибке волнового фронта в долях длины волны. Хромакор-II типа U1 теоретически должен уменьшить исходную ошибку моего объектива 1/6-1/7λ как минимум до 1/18λ, причем эта переисправленная 1/18λ должна остаться в самом неблагоприятном случае. В соответствии с характеристиками хромакора-II, в моем конкретном телескопе ошибка может быть уменьшена до 1/42λ и менее. На самом же деле при проверке по звезде очень трудно оценить ошибку менее 1/8λ. Как я говорил, на величину коррекции сферической аберрации можно влиять небольшими изменениями расстояния от хромакора до фокальной плоскости окуляра. Аккуратная установка хромакора и точная юстировка фокусера гарантируют при большом увеличении практически одинаковые изображения звезды по обе стороны фокуса. Узел хромакор-диагональ в большей степени заслуживает определения «установил и забыл», нежели другие распространенные конструкции окулярной части телескопов.

На слетах наблюдателей Роклендского астроклуба имеется неоценимая возможность сравнить самые разные телескопы и мнения. Если хочется узнать, насколько хромакор улучшает изображения рефрактора, то для сравнения можно выбрать 12,5-дюймовый Portaball, Celestron-8 и 14, Ш-К Meade от 8 до 12 дюймов, TeleVue-101 и 102, четырехдюймовый TMB, 130-мм Astrophysics, 90-мм Questar и т.д. С точки зрения качества видимого в окуляр изображения, отвлекаясь от разницы апертур, телескоп с хромакором оказывается очень близок к лучшим из перечисленных инструментов. Разумеется, присутствуют некоторые отличия, обнаружимые при кропотливом сравнении. На равном основании можно утверждать, что имеются легкие отличия в качестве изображений превосходных апохроматов  TeleVue-101 и TMB-105.

По моему скромному мнению, оптическое качество некоторых упомянутых телескопов можно оценить на пятерку с плюсом, просто на пятерку или на пятерку с минусом. Убежден, что и мой шестидюймовый рефрактор с хромакором наравне с ними заслуживает пяти баллов по качеству изображения. К тому же, шестидюймовый китайский рефрактор на удобной монтировке CG-5 можно найти за 700-800 долларов. Если добавить еще 900 долларов за хромакор-II, то все равно цена останется ниже, чем у одной оптической трубы великолепного четырехдюймового апохромата.

Chromacor II
by Sol Robbins
Solrobbins@aol.com

Перевод Михаила Ощепкова
oschepkov@mtu-net.ru
Редактирование и комментарии Эрнеста Шекольяна
ernest_chekolian@hotmail.com
для сайта «Астрономия и телескопостроение»



Дополнительные иллюстрации заимствованы из статей:

1.   Willem J. Kolkert. The instrumented 120mm-APO Refractor.
2.   Tom Davis, Arpad Kovacsy. Chromacor Review.



Примечания редактора

1)Оптики говорят о трех основных хроматических аберрациях на оси:
1) первичный хроматизм (положения) - несовпадение фокусов синего и красного лучей;
2) вторичный спектр (положения) - несовпадение полуразности "синего" и "красного" фокусов с "зеленым" фокусом;
3) сферохроматизм - разность хода сферической аберрации для синего и красного цветов.
Ахромат имеет исправленным первичный хроматизм. Влияние вторичного спектра пропорционально относительному отверстию объектива, а сферохроматизма -  пропорционально  кубу. Поэтому короткофокусные ахроматы страдают в основном от сферохроматизма, а длиннофокусные от вторичного хроматизма.
2)Обычно апохроматы не исправляют вторичный спектр до полного совмещения трех цветов. Полуапохроматы уменьшают величину вторичного спектра вдвое-втрое по сравнению с типовым ахроматом, а апохроматы почти на порядок. При этом сферохроматизм по-прежнему требует либо малых относительных отверстий, либо использования флуорита (или стекол с  аномально малой дисперсией).
3)Производство апохроматов становится сложней и дороже с увеличением светосилы, поскольку приходится бороться не только с вторичным спектром, но и со сферохроматизмом.
4)Зоны - бесконечно узкие кольцевые участки объектива.
5)Знак для продольной аберрации - это знак координаты пересечения луча с оптической осью, причем за ноль принимают пересечение с осью параксиального (бесконечно близкого к оси) луча. В случае бесконечно удаленного предмета параксиальный луч пересекает ось в точке фокуса. Знак аберрации зависит от типа оптической системы (с прямым или обращенным ходом, линзовая или зеркальная) и соглашений. Поэтому часто вместо указания знака используют понятие "недоисправленная" аберрация – в смысле, что знак ее такой же, как у аберрации одиночной линзы со сферическими поверхностями. И наоборот, "переисправленная" аберрация - для противоположного знака. Неисправленная сферическая аберрация в одиночной линзе приводит к тому, что лучи крайних зон пересекают ось раньше, чем центральных: красный луч пересекает ось позже синего и т.д.
6)Фильтры при сравнении расфокусированных изображений звезды применяются, чтобы не мешали различные проявления хроматизма.



Другие модели хромакоров Aries Instruments:




Обсуждение материала

Последние сообщения Создать новую тему
Ответить Сообщение из темы: звезды
АвторСообщение
Гость


Гость
Сообщение Добавлено: 16-04-2006 21:01:50     Заголовок: Цитата
Хм, дейтвительно звезды сместились, но если посмотреть внимательнее - на снмке слева чуть крупнее масштаб.



Ответить Сообщение из темы: звезды
АвторСообщение
рашкин


Гость
Сообщение Добавлено: 22-01-2006 17:50:02     Заголовок: звезды Цитата
одна из звездочек с краю с лево относительно других поменяла свое мето положение.. кто это ????




Астрономия и телескопостроение - Copyright © 1999-2006 Коллектив авторов