Пользователь |
|
|
Обновления |
|
|
Доска объявлений |
|
|
|
Астротека |
Статьи: Любительское телескопостроение
Михаил Терешков - Экваториальная монтировка немецкого типа для любителей астрономии
Дата публикации: 29-10-2002
|
|
|
Вступительное слово «АиТ»:
Одновременно с покупкой или изготовлением своего инструмента любители астрономии сталкиваются с важной практической проблемой – как проводить наблюдения – ведь без соответсвующего крепления и установки труба телескопа будет бесполезна – «с рук» не понаблюдаешь. Некоторые предприятия-изготовители поставляют свои телекопы укомплектованные монтировками (например НПЗ), некоторые выпускают монтировки отдельно для своих телескопов (Интес-Микро), а некоторые делают только трубы (Интес, Сантел-М). Да и оригинальная монтировка может по некоторым причинам не устраивать – вот тут-то и встает вопрос о том, какие существуют альтернативы. Многие годы любители астрономии использовали монтировки НПЗ, «доделанные и переделанные», а также треноги теодолитов, фотографические и т.д. В последние несколько лет можно зачастую встретить монтировки от Интес-Микро или зарубежных производителей. Можно сказать, что рынок «точной продукции», в особенности снабженной часовым приводом, на этом поприще ограничен и появление нового продукта не должно оставаться без внимания. Таким на наш взгляд оказалась монтировка, сконструированная Михаилом Терешковым, представленная им на последнем Астрофесте. Редакция «АиТ» связалась с автором и попросила рассказать об этом изделии более подробно – ниже приводится его обзор, подготовленный специально для нашего сайта:
ЭКВАТОРИАЛЬНАЯ МОНТИРОВКА НЕМЕЦКОГО ТИПА ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ АСТРОНОМИИ
Михаил Терешков, Калуга tma2@mail.ru
Соорудить в домашних условиях хорошую монтировку невозможно (исключение – Добсон). Потребуется различное технологическое оборудование, материалы, оснастка. Применение каких-либо готовых, но случайно подобранных узлов и деталей нецелесообразно.
Представленная на иллюстрациях новая монтировка создана в Калуге и предназначена для работы с телескопами любительского класса различной конструкции и размеров. Рекомендуемые размеры телескопов: рефракторы с объективами диаметром до 120 мм, системы Кассегрена – до 220 мм, системы Ньютона – до 250 мм. Это телескопы уже не начального уровня, и поэтому требования к монтировке при проектировании и изготовлении были достаточно высокие.
Основным материалом выбран алюминиевый сплав. Наиболее нагруженные детали изготовлены из легированных сталей. Вопрос о выборе типа конструкции – немецкой или вилочной – решился в пользу немецкой. Хотя у вилочной есть свои преимущества, немецкий тип обладает в данном случае важнейшим достоинством – универсальностью. Поскольку оптические трубы бывают как с передним, так и с задним расположением окуляра, то было решено разработать две различные по высоте (500 и 1200 миллиметров), но однотипные треноги, в основе которых – алюминиевые трубы диаметром 70 мм. Треноги не имеют регулировки по высоте, и это придаёт им особую жесткость при небольшом весе. Треноги без труда разбираются для хранения и транспортировки. | | | |
| | | Конструкция экваториальной головки в целом традиционна. При работе над ней изучались особенности популярных зарубежных изделий: Astro-Physics, Losmandy, Meade, Takahashi, Vixen. В составе головки нет крупных деталей сложной формы. Литьё и сварка не применяются. Большинство деталей достаточно просты по конфигурации и объединяются в сборочные единицы винтами М8. Такое решение позволяет легко модернизировать, ремонтировать, по-разному комплектовать изделие. Головка имеет оснащенные рукоятками резьбовые механизмы подъема и поворота для наведения монтировки на полюс.
Оси вращаются в подшипниках, по три на каждую ось. Подшипники шариковые – это дает лучшие показатели по плавности и точности хода, а также намного более низкий момент трения по сравнению с роликовыми того же типоразмера. Валы осей выполнены из легированной стали, шлифованы. Они достаточно длинные, что позволяет разнести подшипники вдоль оси и улучшить тем самым точность вращения. Полярный вал имеет продольный канал для возможного размещения оптики искателя полюса. Вал склонений также пустотелый, с поперечным отверстием диаметром 18 мм для работы такого искателя. |
Фрикционные муфты позволяют поворачивать оси с определенным трением, достаточным для уверенного удержания сбалансированной трубы в любом положении. Момент трения в муфте регулируется специальной гайкой большого диаметра с рифлением.
В качестве основных редукторов на обеих осях используются червячные пары. По конструкции они почти одинаковые, отличаются лишь зубчатые колеса – колесо по прямому восхождению фрикционно соединено с координатным кругом. Такое решение позволяет иметь правильные показания этой координаты всё время, пока работает часовой механизм.
Закалённые и шлифованные червяки вращаются в шариковых подшипниках, запрессованных в дюралюминиевые корпуса. Корпуса жестко крепятся к головке винтами. В зубчатом зацеплении присутствует небольшой боковой зазор, или люфт. Он позволяет работать механизму без заеданий, компенсируя небольшие, но неизбежные отклонения в геометрии зацепления. (Устранение этого зазора путем создания беззазорной передачи не всегда целесообразно с точки зрения поддержания высокой механической жесткости редуктора. Ведь компенсаторы люфта должны обязательно иметь какие-то упругие, «плавающие» подвижные элементы, а это обязательно вызовет нежелательную подвижность некоторых частей механизма. Иначе говоря, если в силовой передаче нет динамического реверса – как в случае работающего часового механизма с небольшим весовым дисбалансом – отказ от беззазорных передач вполне допустим). | | |
Каждый червяк приводится во вращение электроприводом на основе шагового электродвигателя. Двигатель, имеющий 200 шагов на оборот, работает полушагами. Дискретность движения, с учетом промежуточного червячного редуктора, составляет 0,25 угловой секунды на полушаг – это достаточная величина для самого плавного вращения осей при работе с максимальными увеличениями и при всех видах фотосъёмки. Установлен двигатель на амортизирующих подушках.
| | | Электроника смонтирована в ручном пульте. Кроме четырех кнопок на нём расположены два тумблера: выбор режима и переназначение кнопок «север–юг». Электроприводы можно не устанавливать, в таком случае к червякам крепятся рукоятки с рифлением для ручного вращения.
Весьма важная характеристика, обычно интересующая потребителя таких изделий – величина периодической ошибки червячного редуктора полярной оси. Техническим заданием эта погрешность ограничена допуском ± 5 угл. секунд. Дальнейшее снижение этой величины для колес диаметром не более 120 – 150 мм реальными технологиями вряд ли возможно, так как допустимые отклонения изготовления и сборки червячной пары будут измеряться долями микрона – такие величины не удаётся обнаружить существующими средствами измерений. Известный способ улучшить этот показатель кинематической точности – резко увеличить диаметр колеса при одновременном уменьшении модуля. Но это будет уже громоздкий и тяжелый стационарный агрегат. |
Монтировка производится на заказ. Стандартная комплектация может дополняться различными специально разработанными деталями для крепления оптической трубы: хомутами, кольцами, креплением «ласточкин хвост» и другими компонентами.
Основные технические характеристики монтировки:
Экваториальная головка:
- алюминиевые корпуса;
- валы осей диаметром 35 мм из высокопрочной стали;
- три шариковых подшипника на каждую ось;
- червячные редукторы по обеим осям;
- червячные колеса диаметром 120 мм, число зубьев – 240;
- шлифованные червяки из закаленной стали, установленные в шарикоподшипниках;
- фрикционные муфты (тормоза) с регулируемым моментом трения;
- тонкая регулировка положения полярной оси (20о – 65о по высоте, ± 6о по азимуту);
- координатные круги, цена деления 1о по склонению, 10 мин по прямому восхождению;
- шаговые двигатели привода осей (1 полушаг = 0,25");
- полый вал полярной оси с возможностью установки искателя полюса;
- масса экваториальной головки без противовесов 11 кг;
- масса противовесов 3 кг и 5 кг (на заказ 9 кг);
- максимальная масса трубы телескопа 20 кг.
Тренога:
- жесткая разборная алюминиевая конструкция;
- постоянная высота 500 мм (на заказ 1200 мм);
- грузоподъемность 900 Н;
- масса треноги 6 кг (9 кг).
Электроника:
- двухосевой электропривод с кварцевой стабилизацией частоты;
- угловые скорости:
суточная во всех режимах: 15,04"/с; в режиме «ГИДИРОВАНИЕ»: 23"/с (7,7"/с – по прямому восхождению, ± 7,7"/с – по склонению); в режиме «НАВЕДЕНИЕ»: ± 4,4'/с по обеим осям; - кнопочный пульт (контроллер);
- электропитание 12 В ± 20 %, 600 мА.
Комментарий «АиТ»:
Таким образом, мы видим, что данное изделие не является серийным «поточным» продуктом, что позволяет надеяться на точность и надежность изготовления конструкции. С другой стороны это говорит о том, что спрос, существующий на подобные изделия, по-прежнему превышает предложение. Однако сам прецедент появления подобного продукта на российском рынке заслуживает пристального внимания и высокой оценки. Давайте же вместе «поддерживать» отечественных производителей! ;) Для заказа изделия вы можете связаться с конструктором по указанному выше электронному адресу. Просим всех, кто уже приобрел или собирается приобрести данную монтировку, присылать свои отзывы к нам в редакцию «АиТ» – мы опубликуем ваши обзоры на страницах сайта.
|
|
Обсуждение материала
|
Последние сообщения
|
|
|
Сообщение из темы: Действительно хорошая монтировка |
Автор | Сообщение |
Володя Краюшкин
Гость
|
Добавлено: 18-02-2007 01:02:56 Заголовок: Экваториальная монтировка немецкого типа для любителей астрономии |
|
|
Здравствуйте! Скажите пожалуйста! Сколько стоит ваша монтировка немецкого типа, описанная в одноименной статье?
|
|
|
|
|
Сообщение из темы: Действительно хорошая монтировка |
Автор | Сообщение |
Anton
Гость
|
Добавлено: 09-01-2003 03:02:35 Заголовок: Действительно хорошая монтировка |
|
|
Приобрел, не жалею. Периодика около 6 секунд, те близка к заявленным, но очень сильно зависит от регулировки первого 1:54 редуктора. Резервы в сторону улучшения есть.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|