Пользователь
Логин:
Пароль:
  Регистрация
Обновления
Астротека 01-05-2011
Опубликована статья А.Пецык "Постройка 18-ти дюймового добсона «Фомальгаут»".

Astronomer.ru 12-11-2010
Большая экспедиция ПулКОН по Западному полушарию

Astronomer.ru 10-10-2010
Первый свет второго Цейсс-600 в Тарихе

 Все обновления
Доска объявлений
 747   Продаю/Меняю  0 
 356   Куплю  0 
  Список досок
Астротека
Статьи: Путевые заметки

Артур Кларк - Затмение

Дата публикации: 15-11-2002


Артур Кларк
В сб. Arthur C. Clarke, “Greetings, Carbon-Based Bipeds”
London: Voyager, 1999.)



Затмение



Затмения случаются не слишком часто. Так что когда появляется редкая благоприятная возможность, за нее следует крепко ухватиться. Здесь приводятся короткие заметки об этом виде спорта.

Я считаю, что мне необычайно повезло увидеть три полных солнечных затмения в прекрасных условиях – одно с воздуха, другое с моря и третье на земле.

Последний случай (Индия, 1980) придал драматизм открытию телесериала «Загадочная Вселенная Артура Кларка». А в 1973 я плавал на Майами вместе с астронавтами Уолли Ширрой и Расти Швейкартом, а также с основателем и редактором «Starlog» Керри О’Куинном, чтобы увидеть Карибское затмение с палубы корабля. Было мудрено найти безоблачный участок в узкой полосе полного затмения, и мы имели шанс заснять первый случай протяжки под килем за последние двести лет, если бы штурман не справился с задачей. К счастью, он справился.

Справился и пилот American Airlines, - хотя ему было много проще благодаря возможности забраться выше облаков.

Затмение 1954 г.

Затмение 1954 г.
Я оказался на наблюдательной площадке затмения 1954 г. благодаря любезности планетария Хэйдена и American Airlines. При разумных затратах авиакомпания смогла выделить только снятый с линий DC-4 и немного переделала самолет: были убраны сиденья у аварийных выходов, а один из туалетов был превращен в темную комнату. Нас на борту было около сорока, главным образом астрономы и фотографы из планетария, а также добрая компания представителей прессы. Один из них имел огромную, установленную подобно пушке, камеру с объективом, имевшим фокус в сорок восемь дюймов. Ну, а в среднем приходилось по две камеры на каждого. Я использовал 16-мм камеру Bell & Howell с турельной головкой и две Лейки (5-см Summar и 9-см Elmar), все заряженные Кодахромом. Я собирался захватить и третью Лейку, но она оказалась непригодной после того, как хлебнула немало морской воды, когда я в Мексиканском заливе попытался приблизиться к барракуде на глубину 20 футов. Как видите, мои фотографические опыты во время той поездки в Америку отличались разнообразием…

Мы отправились около полуночи из Нью-Йорка и ненадолго сели в Оттаве для дозаправки. Наш план был таков: лететь в стороне от полосы полной тени на ранних фазах, а затем пересечь ее и двигаться под нужным углом в течение полной фазы. Таким образом, через все иллюминаторы по правому борту можно будет наблюдать затмение, и при высоте Солнца 15 градусов мы будем иметь отличный вид.

Точка назначения была над самой южной оконечностью залива Хадсона, и когда мы покинули Оттаву, то были весьма огорчены капризами погоды. Облачный фронт протянулся как раз вдоль пути затмения! Однако мы не теряли надежду достигнуть ясного неба на высоте 10 000 футов. Попадались отдельные горы облаков, поднимавшихся примерно на 15 000 футов, но к счастью мы их оставили позади и получили возможность любоваться ничем не нарушенным видом всего затмения.

Мы поднялись на 13 500 футов и открыли все аварийные выходы с правого борта, предварительно укутавшись, как эскимосы. К удивлению, я совсем не чувствовал холода, хотя было очень шумно и ветрено. Фотограф-журналист со своей шестифутовой пушкой был привязан к ближайшей стойке, чтобы его не сдуло, но эта предосторожность оказалась излишней.
Самолет DC-4

Самолет DC-4

У меня был план снять на киноленту, как тень Луны бежит по Земле, но я забыл, что во время затмения становится все темней и темней, поэтому нет четкой границы тени. Так что этот план полностью провалился, и я сконцентрировался на оставшихся фотокамерах. Снимки частичных фаз все были сделаны с экспозицией 1/100 секунды при диафрагме f/8 через нейтральный фильтр Кодак 4. К сожалению, рекомендованная экспозиция 1/2 секунды при f/2.8 для полной фазы не оставляла никаких шансов получить четкое изображение кульминации затмения, так что по ее завершении я продолжил съемку с короткими экспозициями.

Юный наблюдатель затмения 1954 г.

Юный наблюдатель затмения 1954 г.
Я был также заинтересован наблюдениями за изменением яркости и цвета облачного ландшафта под нами. Пока затмение усиливалось, облака, казалось, становились все более и более твердыми, а разрывы заполнялись восхитительными глубокими тенями, так что они казались черными озерами.

Я пропустил наступление полной фазы, поскольку наблюдал с хвостовой части самолета, пытаясь увидеть, смогу ли я заснять продвижение лунной тени. Я ничего такого не обнаружил и проделал нелегкий обратный путь к своему окну, нащупывая дорогу во внезапно потемневшем салоне самолета.

Это было первое полное затмение, которое я видел, и я был поражен сиянием кольца короны и отсутствием ее лучей, которые присутствуют на всех фотографиях затмений. Небо не стало черным, но приобрело очень глубокий темно-синий цвет, и я не видел ни одной звезды, равно как и остальные на самолете, насколько мне известно. На горизонте было заметное сияние, - возможно, от облаков вне полосы полного затмения.

Я сделал несколько снимков - скорее с надеждой, чем с ожиданием результата - и уселся, чтобы наслаждаться зрелищем, которое завершилось слишком быстро. Когда Солнце вспыхнуло вновь, мы все были возбуждены, как школьники, потому что план сработал отлично. Мы были очень признательны нашему штурману, который проделал непростую работу без наземных ориентиров в области, где мало радиомаяков и где магнитный компас не очень пригоден.




Перевод Михаила Ощепкова
oschepkov@mtu-net.ru
для сайта «Астрономия и телескопостроение»




Обсуждение материала

Материал еще не обсуждался.
Вы можете создать первую тему обсуждения
Создать новую тему

Астрономия и телескопостроение - Copyright © 1999-2006 Коллектив авторов